Человек Новой Эпохи > ЖУРНАЛ ЭКОСОФИЯ > Книга Философия Синтеза > Философия русского космизма

Философия русского космизма

Философской базой Учения Синтеза явилась философия русского космизма В.С.Соловьёва, Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского и других, которая была одним из наиболее распространённых философских течений конца XIX - начала XX века и кардинально отличалась от традиционной западной философии.

Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и её взаимоотношения с миром природы. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринималась как основа сохранения космического единства и гармонии. В таком контексте одушевления и очеловечивания природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.


Н. Ф. Федоров. Философия "общего дела".


"Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех".

Н. Ф. Федоров разработал проект регуляции природы как общее дело человечества. Все, что мы видим вокруг, включено в единый природный ряд, рожденный и подчиняющийся закону смерти, т.е. началу и неизбежному падению, концу. Природа - гигантское целое, которое существует благодаря возобновлению бесчисленных своих частей. Природа рассматривается и как нравственный организм, пока ее части участвуют в коловращении природы бессознательно, инстинктивно. Но с появлением человека появляется сознание, острое ощущение неповторимости личности, страдание от утрат. С появлением человеческого сознания, через человека сама природа приходит к сознанию, совершенству, к такому состоянию, когда она не будет разрушать, а будет воссоздавать разрушенное и воскрешать. И задача сынов человеческих не одно устранение смерти, а восстановление жизни. Мир, где все определяется физической необходимостью, причинностью - несвободен, ограничен смертью. Важно превращение бессознательного способа бытия в сознательный.

Мир сознательный - свободный и лишен смерти. Свобода - это действие. Свободными не рождаются, а делаются. Свободы надо искать "в общей деятельности".

Проект регуляции природы предполагал и овладение природой в противоположность эксплуатации и утилизации, ведущей к ее разрушению, и переустройство самого организма чело- века, и выход в космос, управление космическими процессами и воскрешение предков. Регуляция природы не под силу отдельным лицам, она должна расшириться и соорганизоваться в дело всенародное. Именно в этом заключается возможность сыновнего единения, "победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении". Только преодолев раздвоение между личной и общею жизнью, когда люди смотрят на себя как на отдельные обособленные существа, признав, что каждый из нас есть звено в целом роде человеческом, каждый не просто человек, а сын человеческий, возможно воздействие на общую причину - смерть. Про- ект регуляции связан с выходом человечества в космос: Федоров подчеркивал неотделимость земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во вселенной. "Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более, что таких пределов не существует; земля открыта со всех сторон, средства перемещения и способы жизни должны и могут изменяться". Только такая безбрежная область деятельности как овладение космосом, "этот великий подвиг" привлечет к себе и всю энергию духа, все силы человечества, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.

Основную надежду в деле регуляции природы Федоров возлагал на науку и призывал к объединению всех наук вокруг астрономии - космизация науки.

Учение Федорова базируется на предпосылке исключительного значения земли и человека. У Федорова христианская геоцентрическая концепция получает антропоцентрический поворот (в христианстве земля есть центр вселенной, а человек - центр всего земного). Все небесные тела есть многочисленные земли, тогда земля не занимает единственно центральное положение, но так как на земле возникла жизнь и сознание, возник человек, земля - маленькая точка вселенной становится фокусом этой все- ленной. Воскрешение тогда становится делом необходимым - для заселения и управления космосом. "Космос нуждается в разуме, чтобы не быть хаосом, а быть космосом. Разумные же существа нуждаются в силе. Космос есть семя без разума, а человек есть разум без силы. Сила станет разумной, если знание и разум станут ею управлять". Для Федорова учение "общего дела" дает человеку веру в свои фантастические возможности и вносит высший смысл в жизнь и историю.


П. Флоренский.

П. Флоренский являлся последователем Московской философско-математической школы, которая развивала тему борьбы космических сил и хаоса. Математика способствует космизации - принцип этой школы, математический элемент противостоит хаосу.

Флоренский создал философско-математи- ческий синтез, который сочетал в себе аритмологию и монадологию, и призван синтезировать философию и науку. Аритмология - индивидуализация частей, метод вхождения нового в мир. Монада полагается как космизирующий принцип - единение, целостность, сосредоточие жизненных сил.

В центре процесса космизации стоит человек. "Человек - живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели и главнейшие задачи мировой жизни" - Н.В. Бугаев. Однако препятствием на пути космизации Флоренский видел в законе "энтропии - изменение в сторону хаотизации и деградации, закон всеобщего уравнивания". "Миру противостоит закон эктропии" (изменение в сторону упорядоченности, организованности). Хаос противостоит Логосу.

В человеке борются хаотические и космические силы. Есть мир как макрохаос и макрокосмос. Силы внутри человека можно назвать микрохаосом и микрокосмом. Лишь через преодоление микрохаоса можно преодолеть макрохаос природы и общества. Лишь микрокосмизация способна породить макрокосмизацию. Флоренский отождествлял космическое начало с божественными "Ладом и Строем". Космическое начало противостоит хаосу, лжи, смерти, греху.

В вопросе соотношения Человека и его Среды, человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек - малый мир, микрокосм, Природа - большой мир, макрокосм и наоборот. Человек - макрокосм, Среда - микрокосм. Чело- век как часть природы может быть равномощен со своим целым. Тоже можно сказать и о Среде. И природа и человек бесконечны, поэтому могут быть равномощны и взаимными частями друг друга. Человек есть сумма Мира, краткий конспект мира. Мир есть проекция человека. Природа есть живое подобие человека.

Свойственная русской философии вообще и ярко проявившаяся в творчестве русских космистов практическая устремленность мысли про- являлась у Флоренского в служении людям в роли священника и в интересе к научным исследованиям, применимым в действительности. А. Ф. Лосев называл Флоренского "философом жизни и практики".


Владимир Соловьев. Философия всеединства.

В.Соловьев создавал целостную мировозренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.

Центр философии В.Соловьева - синтез религии и науки. Эту мысль Соловьев выразил как идею всеединства. Всеединство - это единство творца и творения. "Все едино в Боге". Бог есть Абсолютно-сущее. Бог - как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир. Атомы - эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея - деятельностное существо. Все сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия. В.Соловьев выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся. Становящееся бытие нужно абсолют- ному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разни- ца только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное - идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.

Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестает быть полем. Итог - вечное несовершенство челове- ка. Человечество - как идеальное собиратель- ное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным - форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может беско- нечно совершенствоваться и способна вместить все, к чему стремится. Реализация все- единства является задачей человечества.

Целью исторического процесса В.Соловьев видел в одухотворение человека, соединение человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.

В.Соловьев видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог - Иисус Христос является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Хри- ста божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется. Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство - религия Божественности и Богочеловече- ства, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле. Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога.

В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цель- ное знание В.Соловьев рассматривает как син- тез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания - вера в существование абсолютного начала - Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем. Вера - есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств, способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.

В.Соловьев выделяет в природе человека три рода познания бытия:

чувства - дают знание внешней и видимой действительности

мышление - дает знание всеобщих свойств,

деятельностная воля - дает знание собственно сути предмета

Вера является завершением процесса познания. Организацию цельного знания дает синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведет к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.

К целостному существованию человечество может привести русский народ. Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта. В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности - стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.


Итак, общими главными идеями философов русского космизма были: 1) Активная созидательная сознательная деятельность человека в переустройстве мира и через такую деятельность достижение свободы 2) Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека. 3) Идея соборности, софийности, Всеединства в отличии от авторитарности и индивидуализма 4) Цельное знание как синтез наук. Познание целостным духом. 5) Направленность философии на практическое применение 6) Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение 7) Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьева Цель русской философской мысли - создание действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы (религиозный, философский, культурный, политический и экономический) взаимно перекрывались.