Человек Новой Эпохи > БИБЛИОТЕКА > СТАТЬИ, ОПЫТ ПСИХОЛОГА > Системная терапия и консультирование. Отрывки из книг Б. Хеллингера> > Совесть

Библиотека

Психология новой эпохи

Системная терапия и консультирование. Отрывки из книг Б. Хеллингера

 

СОВЕСТЬ

 

Когда люди непрерывно повторяют одну и ту же установку, не меняются сами и при этом имеют фиксированные роли, это означает, что они «на службе потребностей своей семьи»
Семейная расстановка возможна только благодаря пониманию сплетений. Переплетения это когда человек берет на себя жизнь другого человека, с которым идентифицируется. Семья обладает общей Совестью. И эта Совесть следит за тем, чтобы никто из членов семьи не был утрачен, утерян. Личная совесть которую мы ощущаем проводит различие между добрым и злым, хорошим и плохим.
 Хорошие – это те, которые имеют право принадлежать нашей семье, а злые не имеют право принадлежать нашей семье. И в этом смысле для совести хорошее является то, чтобы все принадлежали к семье – это требование, которое предъявляет нам система. Если мы ведем себя соответственно этим требованиям – мы не виновны и чувствуем себя хорошо. А если мы ведем себя не так, то у нас нечистая совесть, мы чувствуем себя плохими. Мы оцениваем других людей, прилагая к ним масштабы нашей личной совести. Кто-то ведет себя не так, как необходимо в нашей группе – мы его исключаем – например, если кто-то переходит в другую веру, то становится изгоем семьи, его исключают. Если о ком - то забывают (дети младенцы, аборты, кто-то имеет тяжелую судьбу, которая пугает всех остальных, на них не хотят смотреть и тоже исключают).
 Человек исключает, а коллективная совесть не проводит различия между добрым и злым. Для коллективной совести они все равны. Поэтому, если кто-то исключен, эта совесть каким-то образом пытается включить исключенного в эту систему. Она другого члена в этой семье, который иногда рождается на 1 или 2 поколения после исключения выбирает для того, чтобы он замещал того человека, который был исключен из семьи. Ребенок, родившийся через 2 поколения, живет точно так же, как тот который был исключен 2 года назад.
 Пример: Сын шизофреник и наркоман – в прошлом его дед обладал рабами. Во время расстановки заместитель сына с большой любовью пошел к рабам – было ясно, что он замещал их. А заместители матери и деда не испытывали никаких чувств к рабам, а ребенок уважал их. Он уважал их судьбу и отдавал им должное. В результате замещения рабов, сын стал шизофреником и наркоманом.
В случае шизофрении в семье имело место скрытое или тайное убийство. О жертве и об убийце ничего не хотят знать, и ребенку приходится замещать, как одного, так и другого и поэтому идет смещение - между жертвами и убийцами образуется мир, только тогда когда они соединяются вместе.
 
Если в семье было совершено преступление, то тот кого убили – тоже относится к системе этой семьи. И тогда один из членов семьи может вести себя, как убийца, не осознавая это.
В Германии многие потомки евреев погибли. Убийцы замещаются в семьях жертв. Во многих семьях евреев кто-то замещает убийцу.
 
Пример: Один человек боится, что представляет угрозу для своих детей, боится в машине с детьми совершить аварию. Он потомок людей выживших после войны. Во время работы взяли жертв и убийц. Он начал бить по полу и не смотреть на жертв. У него была энергия убийц. Он не смотрел на жертв. Потом он в процессе работы – обнял всех жертв и погладил убийц. И тогда между мертвыми жертвами и убийцами наступил мир.
В Мексике была женщина, члены семьи которой погибли. Поставили убийцу, и она испытывала к убийцам негативные чувства. И тогда один из убийц сказал – чем ты злишься на меня, тем сильнее я становлюсь. Если мы испытываем злобу – мы их усиливаем и не даем им возможности перемениться. В конечном счете все равны, нет хорошего и плохого. Как убийцы, так и жертвы управляются большей силой, и они оба отданы на произвол большей силы.
И если нам удается вступить в контакт с этой силой, с почтением, благоговением, мы сможем, как у нас внутри, так и в нашем окружении перешагнуть между различаем доброго и злого.